
Сосненко С.Н. - технический координатор проекта.
С
первых дней своего создания комитет по делам молодежи администрации
Волгоградской области проводит активную политику в сфере поддержки различных
форм общественно полезной занятости подростков.
По инициативе комитета
в 1992 году при проведении в городе Волжском всероссийского семинара-совещания
органов исполнительной власти по делам молодежи субъектов Российской Федерации
и представителей различных министерств и ведомств в проект Основных направлений
государственной молодежной политики в Российской Федерации был включен термин
«ученическое предприятие» и была признана необходимость определения правового статуса ученического предприятия.
После принятия в 1993
году Верховным Советом Российской Федерации Основных направлений
Государственной молодежной политики в Российской Федерации комитетом был
разработан проект «Ученическое предприятие информационного профиля», одобренный
постановлением администрации Волгоградской области от 18.04.94 года № 177 «О
нормативном, организационном и финансовом обеспечении решения проблем занятости
подростков на базе ученических предприятий» и предусматривающий организацию
занятости молодежи в возрасте до 18 лет в информационной сфере на базе
ученических предприятий и позволяющий начать работы по
созданию единой молодежной образовательно-информационной инфраструктуры с
привлечением подростков.
Последовательная реализация целей и задач
проекта привела к тому, что начиная с 1995 в налоговой
системе Волгоградской области для РАЗНОПРОФИЛЬНЫХ ученических предприятий стали
предусматриваться значительные налоговые льготы. Органы местного самоуправления
в рамках принятых целевых программ развития ученических предприятий освобождают
ученические предприятия от всех сборов, налогов, пошлин и других платежей в
пределах своей компетенции. Такая политика в отношении ученических предприятий
проводится не только на территории сельских районов области, но и на территории
областного центра – города-героя Волгограда.
Структура занятости подростков, которую
обеспечивают РАЗНОПРОФИЛЬНЫЕ ученические предприятия, определяется по формуле:
Z = Zпт + Zдо + Zопт
+ Zд
Z - общее количество подростков занятых
на базе ученических предприятий
Zпт
- количество подростков, которые заняты производительным трудом на базе
ученических предприятий, т.е. занятых производством продукции или оказывающих
платные услуги, в том числе информационные, молодежи и другим категориям
населения.
Zдо
- количество подростков, которые на базе ученических предприятий могут получить
дополнительное образование, в том числе в сфере информационных технологий, а
также принимающих участие в работе ученического предприятия с целью профориентации.
Zопт
- количество подростков, которые заняты на базе ученических предприятий
общественно полезным трудом по договорам с государственными учреждениями,
органами местного самоуправления и муниципальными образовательными
учреждениями.
Zд - количество
молодежи, которая предпочитает свой досуг(свое
свободное время) проводить в различных формах (компьютерных клубах, школьных
кафе, на концертах и т.п.), организованных силами разнопрофильных
ученических предприятий.
Работа
ученических предприятий информационного профиля, действующих на территориях базовых
районов проекта Светлоярском и Тракторозаводском, отмечалась
в решении коллегии
администрации Волгоградской области от 28.04.98 № 2/9 «Об организации на
территории Волгоградской области летних трудовых лагерей и создании временных
рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних в свободное от учебы время
в 1998 году».
Деятельность ученических предприятий
информационного профиля неоднократно привлекала внимание участников различных
региональных и международных семинаров, проводимых на территории области с
участием комитета по делам молодежи.
Например, в 1998 году в Волгограде под
эгидой Государственного комитета по делам молодежи Российской Федерации и
областного комитета по делам молодежи прошел международный
российско-французский учебно-методический семинар по вопросам создания и
развития федеральной системы информационного обеспечения молодежи и
формирования взаимосвязей на международном и межрегиональном уровне.
С работой ученических предприятий
информационного профиля знакомились ведущие специалисты органов исполнительной
власти по делам молодежи 15 субъектов Российской Федерации, включая Республику
Калмыкию и Татарстан, специалисты федеральных органов управления и
представители французского национального
Центра информации и документации для молодежи. Подростки продемонстрировали гостям работу областной
образовательной телекоммуникационной сети «Ученическое предприятие» (обмен
электронными письмами между сельскими и городскими районами) и работу разработанного в рамках проекта аппаратно-программного
комплекса «АГАТ-IBM»,
позволяющего обмениваться между собой текстовыми файлами IBM-совместимым компьютерам и
школьным компьютерам «АГАТ», а также позволяющего образовательным учреждениям,
пока еще не оснащенным новой компьютерной техникой, пересылать свою электронную
почту в глобальные компьютерные сети.

Особый интерес гостей вызвала областная
электронная газета «Ученическое предприятие», распространяемая по компьютерной
сети, а также работа с базой данных «Условия приема в образовательные
учреждения» Волгоградского областного центра информационных и социальных
технологий для молодежи в режиме удаленного доступа.
Подростки, работающие в ученических
предприятиях информационного профиля, учатся на практике эффективно применять
информационные технологии, что в дальнейшем повышает их конкурентоспособность
на рынке труда.
К сожалению, в 1998 году изменения в
федеральном законодательстве не учли, как это произошло и после распада
союзного государства, принципиальных отличий по возрастному составу,
общественной и социальной направленности деятельности ученических
предприятий. Требование
значительно увеличить уставной капитал, посильное для «взрослых» коммерческих
предприятий, оказалось в середине 1999 года «непосильным» для большинства
ученических предприятий.
Учитывая сложившуюся ситуацию,
Волгоградская областная Дума выступила с законодательной инициативой о
признании особого социального и юридического статуса ученического предприятия.
Эта инициатива получила поддержку в Комиссии по делам молодежи и спорту Совета
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. При этой Комиссии создана
рабочая группа по разработке проекта федерального закона «Об ученическом
предприятии», руководителем которой является
Керпельман Ефим Львович – председатель
вышеуказанной Комиссии. В состав рабочей группы приглашены представители
Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации
и заинтересованных министерств и ведомств. От Волгоградской
области в состав этой группы вошли председатель Волгоградской областной Думы
Гребенников Роман Георгиевич, член Совета Федерации от Волгоградской областной
Думы Голованчиков Александр Борисович, председатель
Комитета по делам молодежи администрации Волгоградской области Варакин Андрей Володарьевич и председатель Комитета по организации
государственной власти и местного самоуправления Волгоградской областной Думы
Дудин Петр Петрович.
Разрабатываемый законопроект направлен на обеспечение
предусмотренной Конституцией Российской Федерации государственной поддержки и
защиты детства в части реализации прав
и законных интересов несовершеннолетних граждан (подростков) в сфере трудовой общественно-полезной занятости. Он должен определить общие
положения для проведения органами государственной власти и органами местного
самоуправления протекционистской (покровительственной) политики по отношению к
хозяйствующим субъектам, имеющим статус "ученическое предприятие" и
способствующим формированию у детей навыков коллективной деятельности и
хозяйствования (предпринимательской деятельности) на основе самоуправления и
самодеятельности, установить формы и методы государственного стимулирования деятельности
юридических и физических лиц, оказывающих на добровольной основе помощь
государству в решении проблемы детской безнадзорности, в том числе в
свободное от основной учебы время, путем предоставления своих финансовых,
людских и других ресурсов для обеспечения деятельности ученических предприятий.
Разрабатываемый федеральный закон после его принятия будет действовать на всей территории Российской Федерации в отношении всех хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, добровольно взявших на себя обязательства, содержащиеся в тексте разрабатываемого законопроекта, позволяющие организовать занятость несовершеннолетних граждан (подростков) с элементами детского самоуправления.
В
настоящее время рабочая группа рассматривает следующую концепцию законопроекта,
представленную на схеме.


В
прилагаемой схеме действия законопроекта «Об ученическом предприятии» выделены
следующие основные этапы: этап принятия решения о создании специализированного
хозяйствующего субъекта, этап разработки стандартных учредительных документов,
этап добровольного внесения в учредительные документы дополнений, позволяющих
получить статус ученического предприятия, этап государственной регистрации
учредительных документов, этап сертификации и получения правового статуса
ученического предприятия.
На первом
этапе инициатива создания специализированного хозяйствующего субъекта, который
в дальнейшем может получить статус ученического предприятия, возлагается на
несовершеннолетних граждан (подростков). Так как эта категория молодых граждан,
согласно Гражданского Кодекса РФ, обладает
ограниченной дееспособностью и не может самостоятельно производить необходимые
действия, связанные с процедурой его последующей государственной регистрации,
то предусматривается, что учредителями таких субъектов должны стать
государственные, муниципальные и негосударственные юридические лица.
Решение об
оказании содействия молодым гражданам (подросткам) в реализации вышеуказанной
инициативы может приниматься как отдельным юридическим лицом, так и группой
юридических лиц. В первом случае юридическое лицо создает филиал, отделение или
структурное подразделение, во втором случае группа юридических лиц, в числе
которых обязательно должно присутствовать образовательное учреждение, создает
новое юридическое лицо.
Чтобы
обеспечить организационное и финансовое содействие молодым гражданам
(подросткам) в реализации их инициативы со стороны выше указанных юридических
лиц, законопроект предусматривает возможность государственного стимулирования
этих лиц.
Создаваемые
по инициативе молодых граждан (подростков) филиалы, отделения, структурные
подразделения или юридические лица будут действовать на основании
соответствующих положений или учредительных документов, разрабатываемых
учредителями и этими молодыми гражданами в следующей последовательности.
Вначале
учредители самостоятельно разработают положение о деятельности филиала, отделения,
структурного подразделения или учредительный договор и устав юридического лица
в соответствии с требованиями Гражданского Кодекса РФ (Второй этап на схеме).
Затем это
положение или учредительные документы передаются молодым гражданам (подросткам)
и их опекуну, имеющему педагогическое образование и ведущему педагогическую
деятельность, для внесения в них дополнений, предусмотренных положениями
настоящего законопроекта. (Третий этап на схеме).
Эти
добровольные дополнения в первую очередь должны учесть следующие основные
требования законопроекта:
- ввести в
наименовании специализированного хозяйствующего субъекта слова
"ученическое предприятие" или слова "ученический
кооператив";
- закрепить
в процентном соотношении (не менее 70%) численность молодых граждан
(подростков) в общей численности работающих в этом специализированном субъекте;
- обеспечить
молодым гражданам (подросткам) возможность принимать непосредственное участие в
деятельности органов управления специализированным хозяйствующим субъектом;
- создать
условия для осуществления общественного и государственного контроля
за деятельностью специализированного хозяйствующего субъекта;
- учесть
физиологические и психологические возможности подростков при организации
учебно-производственного процесса и предусмотреть меры по организации
безопасных условий труда для подростков;
- обеспечить
реинвестицию дополнительных доходов, получаемых после предоставления налоговых
льгот, на возмещение затрат, связанных с организацией занятости
несовершеннолетних граждан (подростков) и(или)
обеспечить инвестирование этих доходов
на нужды образования и занятости молодежи в возрасте до 18 лет;
- ограничить
основные цели и виды возможной деятельности специализированного хозяйствующего
субъекта целями и видами деятельности, предусмотренными настоящим
законопроектом.
На четвертом
этапе учредители осуществляют (в рамках Гражданского Кодекса РФ)
государственную регистрацию доработанных учредительных документов
специализированного хозяйствующего субъекта или регистрируют соответствующие
изменения в своих учредительных документах. На этом этапе специализированный
хозяйствующий субъект получает право вести хозяйственную деятельность,
направленную на создание условий для организации учебно-производственного
процесса.
На пятом
этапе, после государственной регистрации, специализированный хозяйствующий
субъект получает право обратиться в территориальную комиссию по сертификации
ученических предприятий для прохождения экспертизы соответствия своего
Положения или своих учредительных документов и условий организации занятости
несовершеннолетних граждан требованиям и положениям настоящего законопроекта. В
случае положительного решения комиссии по сертификации ученических предприятий
специализированный хозяйствующий субъект получает сертификат ученического
предприятия и приобретает статус ученического предприятия.
Для
обеспечения высокой эффективности деятельности ученических предприятий,
создания сети этих предприятий на территории субъектов Российской Федерации
настоящий законопроект предусматривает
организацию мощной государственной поддержки ученических предприятий. Эта
поддержка может осуществляться в законодательной и нормативной форме, а также в
организационной форме (путем принятия соответствующих целевых программ развития
ученических предприятий) и в финансовой форме, включая освобождение ученических
предприятий от сборов, налогов пошлин и других платежей. Законопроект допускает
существование других форм государственной поддержки ученических предприятий.
Настоящий
законопроект создает дополнительные условия для организации массовой
общественно-полезной занятости молодых граждан в возрасте до 18 лет, что
ведет к снижению роста подростковых правонарушений и позволяет вовлекать
несовершеннолетних граждан в коллективную деятельность, помогающую им наиболее
полно реализовать свой творческий потенциал и социально полезную инициативу, а
также позволяет частично решить на территории Российской Федерации проблему
мотивации труда как первой жизненной необходимости и главного способа
достижения жизненного успеха для молодого гражданина.
Кроме того,
несовершеннолетние граждане (подростки) по достижению ими возраста 18 лет
смогут принять решение о реорганизации ученического предприятия в студенческое
предприятие (правовой статус «студенческих предприятий» частично определен
действующим по настоящее время Постановлением Правительства РФ от 18 января
1992 г. № 33 «О дополнительных мерах по социальной защите учащейся молодежи»).
Предусматривается также возможность реорганизации ученических предприятий в молодежные
предприятия, если молодые граждане в возрасте старше 18 лет не будут являться
учащимися образовательных учреждений. Это позволит снизить напряженность на
рынке труда и создать для молодых граждан дополнительные рабочие места.
Фактически,
рассматриваемый рабочей группой законопроект, концептуально формирует
государственную молодежную политику в сфере труда и занятости молодежи и
определяет механизмы наделения хозяйствующих субъектов статусом «ученическое
предприятие» и оказания этим субъектам государственной поддержки. Эти
механизмы, в дальнейшем, могут быть использованы для наделения других
хозяйствующих субъектов, обеспечивающих занятость студентов и аспирантов
дневной формы обучения, других категорий молодежи, статусом «студенческое
предприятие» или «молодежное предприятие».
Принятие
данного законопроекта позволит в дальнейшем ввести в налоговую систему
Российской Федерации отдельные категории налогоплательщиков «ученические
предприятия», «студенческие предприятия» и «молодежные предприятия». Это
позволит государству сформировать и вести в отношении этих специализированных
хозяйствующих субъектов особую (принципиальную) налоговую политику. При этом
ученические предприятия должны быть освобождены от всех сборов, налогов, пошлин
и других платежей. Только такая налоговая политика позволит детям,
работающим в ученических предприятиях, реально почувствовать государственную
поддержку и защиту, предусмотренную Конституцией Российской Федерации.
Студенческие предприятия должны получить налоговых льгот меньше, чем
ученические предприятия, но больше чем молодежные предприятия аналогичного
профиля. Молодежные предприятия должны получить льгот меньше, чем студенческие
предприятия, но больше чем «взрослые» предприятия аналогичного профиля.
Вышеуказанная государственная политика в сфере труда и занятости молодежи, а
также принципы налоговой политики государства в отношении работающей молодежи
наглядно представлены ниже на соответствующей круговой диаграмме и гистограмме
льгот и преимуществ для хозяйствующих субъектов.

Если Вы
занимаетесь организацией занятости несовершеннолетних граждан (подростков) и у
Вас есть предложения или замечания по концепции разрабатываемого законопроекта,
то Вы можете их направить Сосненко Сергею Николаевичу по адресу koordinator@mail.ru
с пометкой «информация для
рабочей группы».
Если у
Вас нет доступа к сети Интернет, то свои предложения и информацию с пометкой
«для рабочей группы по подготовке проекта федерального закона «Об ученическом предприятии»
направляйте по адресу: 103426, Москва, Б.Дмитровка, 26, Комиссия Совета
Федерации по делам молодежи и спорту Федерального Собрания Российской
Федерации.
Мы надеемся,
что с Вашей помощью будет создан высокоэффективный и работоспособный закон, учитывающий
интересы работающего подростка и снижающий уровень детской безнадзорности.
